САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ
В условиях развития научно-технического прогресса имеет важное значение воспитание у подрастающего поколения способностей и интереса к техническому моделированию и конструированию. Поэтому школа должна прививать интерес к изобретательству и рационализаторству. Всякая способность, в том числе и к техническому творчеству, конструированию и моделированию, развивается на основе деятельности, ее упражняющей, и необходимых для этого знаний. Поэтому в систему самостоятельных работ учащихся нужно включать задания по конструированию и моделированию.
Широкие возможности для развития технического творчества учащихся открывает внеклассная работа.
В некоторых школах проводятся конкурсы на изобретение. Такие конкурсы заслуживают самого серьезного внимания. Они могут быть тематическими, когда тема изобретения сообщается учащимся в условиях конкурса, и свободными, В этом случае каждый участник конкурса сам придумывает тему изобретения.
Условия конкурса должны быть таковы, чтобы участие в нем потребовало от учащихся применения знаний по физике, опыта работы в учебных мастерских и подлинно творческой смекалки.
Для конкурса учащихся 9 класса, например, могут быть рекомендованы следующие темы:
1. Разработать устройство, автоматически включающее электрический звонок для сигналов с урока и на урок.
2. Придумать устройство, обеспечивающее дистанционное управление фильмоскопом: включение и выключение лампы осветителя.
3. Придумать приспособление, обеспечивающее дистанционное управление проекционным фонарем при демонстрации диапозитивов.
Результаты конкурса желательно освещать в школьной стенной печати, а на уроках (там, где это уместно и позволяет время) полезно разбирать различные способы решения предложенных технических задач.
Лучшие проекты и изготовленные по ним приборы желательно представлять на выставках, посвященных итогам конкурса.
Развитию технического творчества способствует организация постоянно действующих стендов, на которых экспонируются лучшие из приборов, изготовленные учащимися в порядке выполнения индивидуальных или коллективных учебных заданий. На этих стендах можно давать и схемы новых приборов, которые рекомендуется изготовить учащимся самостоятельно, например схему карманного радиоприемника на полупроводниках. На схеме рядом с условными обозначениями полезно укреплять настоящие детали, из которых собирается приемник. Тут же следует дать литературу, которая поможет учащимся разобраться в принципах действия прибора. У многих учащихся появляется желание собрать подобный приемник или изготовить автоматически действующий прибор. И они пробуют свои силы, проявляя при этом упорство и настойчивость.
Рассмотренные приемы развития творческих способностей учащихся взаимно дополняют друг друга. Каждый из приемов способствует формированию определенных навыков и умений, черт характера, необходимых человеку творческого труда. Использование совокупности разнообразных приемов содействует более успешному развитию творческих способностей.
|