Светлана
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 25.11.2017, 02:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Физика [11]
Физика в школе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Главная » Статьи » Физика

Алгоритмы решения задач по физике

Алгоритмы решения задач по физике

 

Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако, можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач (что я и делал, решая различные задачи), при этом я постоянно изучал методическую литературу (задачники для поступающих в ВУЗы, методические пособия для учителей, учебные пособия для студентов и др.) и понял, что не нужно "изобретать велосипед”, ведь уже давно составлены такие схемы.

В предлагаемом вам материале собраны схемы (алгоритмы, если точнее, то предписания алгоритмического типа) предложенные разными авторами. По возможности мной были сохранены схемы в том виде, в каком они приводились в первоисточнике. Те же, кто желает более детально ознакомиться с приведенными в материале схемами, может обратиться к первоисточникам, ссылки на которые указаны возле каждой схемы.

Как искать решение? [2] стр. 212

  1. Понять предложенную задачу.
  2. Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотрев промежуточные задачи ("анализ”).
  3. Реализовать найденную идею решения ("синтез”).
  4. Решение проверить и оценить критически.

Кинематика материальной точки. [1] стр. 18

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ (построить математическую модель явления):
    1. Выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный).
    2. Определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координат и для скорости (если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела).
    3. Определить начальные условия (координаты и проекции скоростей в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения.
    4. Определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек траектории), и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени (т.е. подставить эти значения координат и скорости).
  3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  4. Решение проверить и оценить критически.

Динамика материальной точки. [1] стр. 36

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ (построить математическую модель явления):
    1. Выбрать систему отсчета.
    2. Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
    3. Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
    4. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
    5. Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические уравнения.
  3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  4. Решение проверить и оценить критически.

Статика. [1] стр. 53

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ (построить математическую модель явления):
    1. Выбрать систему отсчета.
    2. Найти все силы, приложенные к находящемуся в равновесии телу.
    3. Написать уравнение, выражающее первое условие равновесия ( Fi = 0), в векторной форме и перейти к скалярной его записи.
    4. Выбрать ось, относительно которой целесообразно определять момент сил.
    5. Определить плечи сил и написать уравнение, выражающее второе условие равновесия ( Mi = 0).
    6. Исходя из природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
  3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  4. Решение проверить и оценить критически.

Закон сохранения импульса. [1] стр. 67

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ (построить математическую модель явления):
    1. Выбрать систему отсчета.
    2. Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
    3. Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
    4. Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось.
    5. Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса ( p = 0) в векторной форме и перейти к скалярной.
    6. Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса
      (
      p = F t) в векторной форме и перейти к скалярной.
    7. Записать математически все вспомогательные условия.
  3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  4. Решение проверить и оценить критически.

Закон сохранения механической энергии. [1] стр. 82

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ (построить математическую модель явления):
    1. Выбрать систему отсчета.
    2. Выделить два или более таких состояний тел системы, чтобы в число их параметров входили как известные, так и искомые величины.
    3. Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
    4. Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные или непотенциальные.
    5. Если на тела системы действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде: Е1 = Е2.
    6. Раскрыть значение энергии в каждом состоянии и, подставить их в уравнение закона сохранения энергии.
  3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  4. Решение проверить и оценить критически.

 

 

 

 Литература.

  1. Гутман В.И., Мощанский В.Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 95 с.
  2. Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: журнал "Квантор”, 1991.
  3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. Изд. 3-е, переаб. и испр. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. – 430 с.
  4. Игруполо В.С., Вязников Н.В. Физика: алгоритмы, задачи, решения: Пособие для всех, кто изучает и преподает физику. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 592 с.

Рекомендую так же изучить следующую литературу:

  1. Каменский С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.:Просвещение, 1971.
  2. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 206 с.
  3. Кобушкин В.К. Методика решения задач по физике. – Издательство ленинградского университета, 1970.
  4. Савченко Н.Е. Решение задач по физике. Пособие для поступающих в вузы. – Минск, "Вышэйш. школа”, 1977. – 240 с.

 

Категория: Физика | Добавил: mochalova (28.09.2009) | Автор: Брылёв С.В.
Просмотров: 2989 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 2
2  
ответ:0.2 Fтр =µmg ; Fтр =ma; a=4π2γ2R; 30 об/мин=0,5 об/с; 20см=0,2 м

1  
диск вращается в горизонтальной плоскости с частотой 30 об/мин. на расстоянии 20 см. от оси вращения на диске находится тело. каким должен быть коэфициент трения, чтобы оно не соскользнуло?

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017