Содержание паспорта кабинета
1. Оглавление 2. Общие сведения о кабинете: площадь, освещенность, кол-во рабочих мест, месторасположения, S на 1 студента, звукоизоляция, обогреваемость, запыленность, эстетика в оформлении, озеленение. 3. Обязанность зав. кабинетом. 4. Оценка работы зав. кабинетом. 5. Обязанности лаборанта кабинета (если есть). 6. Оценка обязанностей, лаборанта кабинета. 7. Положение о кабинете, его оснащении. 8. Аттестационные карты рабочих мест по всем темам. 9. Перспективный план работы кабинета на 5 лет. 10. План работы кабинета на текущий учебный год. 11.График предупредительного ремонта кабинета. 12.Заявки на приобретение оснащения кабинета. 13.Инвентаризационные ведомости кабинета. 14.План - схема оборудования кабинета. 15.Основные сведения о преподавателях, работающих в данном кабинете. 16.Требования к технике безопасности при работе в кабинете. 17.Требования к внешнему виду студентов при работе в кабинете. 18.Требования к подготовке студентов к занятиям в кабинете. 19.Основные принципы оценки знаний, умений, навыков при работе на занятиях в кабинете. 20.Схема самоанализа зав. отд. готовности кабинета к учебному году. 21.Грамоты, дипломы, прочие поощрительные документы, отражающие работу кабинета. 22.Схема - отчета о работе кабинета за год. 23.Схема - отчета о работе кружка за год. 24.План работы кружка на текущий год.
1.Требования к помещениям кабинета (лаборатории) физики
Площади помещений кабинетов (лабораторий) физики и астрономии неполных средних школ (от 9 классов) и средних школ (от 13 классов) должны быть не менее 66 М2, средних школ (от 22 до 44 классов) — не менее 132 м2 (два по 66 м2), средних школ (66 классов) — 264 м2 (четыре по 66 м2). Площади помещений лаборантских неполных средних школ (от 9 классов) — 16 м2, средних школ (от 13 до 44 классов) — 32 м2, средних школ (на 66 классов) — 64 м2 (два по 32 м2). В неполных средних школах на 8 классов (192 учащихся) площадь кабинета (лаборатории) физики составляет 50 м2. Кабинет (лаборатория) оборудуется лабор.к ными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ. В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, уши» с сальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занят., , выполняет работы по ремонту оборудования, го-гонт опыты. Проекты школьных зданий сельских школ предусматривают возможность создания и оборудовании комплексных кабинетов естествознания, в которых преподают природоведение (5 класс), физику, химию и биологию. Комплексный кабинет естествознания состоит из класса-лаборатории и двух-трех лаборантских. При наличии трех лаборантских одну отводят под oборудование по физике, другую — по химии, третью - по биологии и природоведению. При наличии двух лаборантских в одной хранят учебное оборудование по физике и оборудование общего пользования, в другой оборудование по химии, биологии и природоведении) Все лаборантские имеют внутреннее сообщение с классом-лабораторией. Расстановка мебели в кабинете (лаборатории) должна обеспечивать оптимальную ширину проходом оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов. Кабинет (лаборатория) физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной зашиты и инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся Пребывание учащихся в помещении кабин (лаборатории) физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя физики. Кабинеты физики не должны использовать, в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.
2.Освещение, электрическая и газовая сети, пожарная безопасность
Солнечный свет должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 л к при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) для горизонтальных поверхностей лабораторных столов должен быть равен 1,5%. Для улучшения естественной освещенности стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 3—4 раз в год, цветы на подоконники ставить не рекомендуется. К мытью окон зданий любой этажности привлекать учащихся запрещается. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителями кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. ЭЛбКТрООборулошшис кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Рекомендации но устройству защитного заземления (занулеиим) изложены в «Основные понятия о защитном заземлении». Электророзетки запрещается размещать в непосредственной близости от стояков водопроводных и отопительных систем, радиаторов и раковин. Устройство электрической сети кабинета (лаборатории) должно соответствовать Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ и практики школьников на промышленных объектах. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В,переменного и 110 В постоянного тока. Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудовании согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) проверяется ежегодно. Для обеспечения электробезопасности следует разделить электрические сети кабинета физики. Paзделение электрической сети на отдельные, электрически не связанные между собой участки производится с помощью разделяющего трансформатора. Токоведущие части сборок и щитов, установленных в кабинете (лаборатории) физики, доступные для неэлектротехнического персонала, надежно закрывают защитными ограждениями (кожухами). Запрещается применение оборудования, приборов, проводом и кабелей с открытыми токоведущими частями. Прокладка, закрепление, ремонт и присоединие проводов к потребителям и сети производятся только при снятом напряжении. В местах, где возможно механическое повреждение проводов, кабелей, последит дополнительно защищаются диэлектрическим ограждением. Для обеспечения безопасности при прикосновении к патрону винтовую металлическую гильзу патрона соединяют с нулевым, а не фазным проводом, а однополюсные выключатели и предохранители устанавливаются только в рассечку фазного провода. Двухпроводная электрическая сеть подводится к электрощиту управления, размещенному в классе (лаборатории) на стене слева от классной доски. Электрический щит управления оснащается кнопкой аварийного отключения. С электрощита управления линия однофазного тока подводится через защитно-отключающее устройство школьное (УЗОШ) к демонстрационному столу и пульту управления комплекта аппаратуры электроснабжения. При этом предохранители и выключатели ставятся только в цепь фазного провода. Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя отходящих цепей, последние при этом должны быть отключены. Отключение производится в обратном порядке. Запрещается применение нестандартных предохранителей. На предохранителях должна быть надпись, указывающая номинальную силу тока для плавкой вставки. Запрещается применение в электроприемниках предохранителей, через которые может проходить ток, превышающий номинальный более чем на 25%. Пробочные предохранители устанавливаются так, чтобы при вынутых пробках винтовые гильзы предохранителей не оказались под напряжением. При смене предохранителей под напряжением следует пользоваться защитными средствами: клещами, диэлектрическими перчатками, очками, ковриками. Перегоревший предохранитель заменяют другим такого же типа. О всех замеченных неисправностях в электросети кабинета физики, в том числе и о случаях перегорания электроламп, нужно сообщить электрику или ответственному за электрохозяйство школы. Газовая сеть в кабинете (лаборатории) физики должна быть полностью герметизирована, прочно закреплена и доступна для проверки герметичности. Она должна иметь, кроме индивидуальных, общий кран, перекрывающий доступ газа в помещение. Присоединие к газовой сети резиновых трубок разрешается только для переносных лабораторных горелок. Краны газовой сети в этом случае снабжаются штуцерами. Длина резиновой трубки не должна превышать З м. При пользовании газовой горелкой следует вначале убедиться в отсутствии утечки газа, затем в правильности регулировки горелки (пламя горелки должно быть сине-фиолетового цвета). Газовая сеть в кабинете периодически (не реже одного раза в год) проверяется на герметичность с помощью эмульсии (мыльного раствора), которой смазывают места соединений. Если появляются пузырьки в местах проверки, то это значит, что сеть потеряла герметичность и происходит утечка газа. Утечку газа из газопровода обнаруживают по специфическому запаху. При утечке газа запрещается применять огонь, включать и выключать электроприборы. Немедленно удаляют учащихся, открывают окна и проветривают по мещение, после чего вызывают специалиста, обслужи вающего газовую сеть. При эксплуатации газовый прибор нельзя оставлять без присмотра. Необходимо следить за полным и герметичным закрытием индивидуальных вентилей и общего крана. Металлические трубы водопроводной, газовой и электрической сетей, в целях предохранения от коррозии, периодически окрашивают масляной краской. Места сопряжения электропровода с газопрово дом или водопроводом изолируются диэлектрическими трубами (резиновой, эбонитовой). В кабинете физики применение газовых баллонов, в том числе портативных газовых горелок, запрещается. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопата, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый (ОП-1 «Спутник», ОП-5 «Турист») огнетушитель.
3. Хранение химических реактивов.
Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком. Жидкие химреактивы и растворы хранятся н тонкостенных, твердые — в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд должен иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению. Запрещается хранить в кабинете (лаборатории) концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде. Эти вещества должны находиться в лаборантской в виде растворов тех концентраций, которые требуются для проведения демонстрационных опытов или заправки аккумуляторов. Легковоспламеняющиеся вещества (спирт бутиловый, уксусно-этиловый эфир и пр.) хранятся в склянках с притертыми пробками в металлическом ящике с верхним расположением крышки, а на дно ящика насыпается песок или укладывается листовой асбест. Ящик должен находиться на расстоянии не менее 1 м от нагревательных и отопительных приборов. При пользовании реактивами категорически запрещается пробовать их на вкус. Во избежание несчастных случаев запрещается поручать учащимся разводить кислоты и щелочи. Преподаватель и лаборант при подготовке раствора кислоты не должны брать толстостенные стеклянные банки, так как они могут лопнуть вследствие сильного нагревания раствора. Необходимо лить кислоту в воду тонкой струйкой и все время помешивать раствор стеклянной палочкой. Запрещается лить воду в кислоту, так как вода при этом вскипает и разбрызгивает раствор. Дробление едких щелочей (в твердом виде) без предохранительных очков и резиновых перчаток запрещается. Для получения раствора кусочки щелочи бросают в дистиллированную воду так, чтобы вода не разбрызгивалась; при этом пользуются фарфоровой, тонкостенной стеклянной и металлической (за исключением алюминия) посудой. Запрещается длительное время хранить концентрированные щелочи в тонкостенной лабораторной посуде.
4. Меры безопасности при проведении занятий в кабинете физики
Демонстрационные опыты готовит учитель физики, соблюдая при этом требования правил безопасности труда. При работе со стеклянными приборами необходимо: —применять стеклянные трубки с оплавленными краями; —правильно подбирать диаметры резиновых и стек лянных трубок при их соединении, концы трубок смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином; —использовать стеклянную посуду без трещин; —не допускать резких изменений температуры и механических ударов; —соблюдать осторожность при вставлении пробок в стеклянные трубки и обратном процессе; —отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачива ния воздуха на демонстрационном столе, со стороны уча щихся устанавливают защитный экран, а учитель пользуется защитными очками. В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла убирать руками. Для этого используются щетки и совок. Так же убирают железные опилки, используемые при наблюдении магнитных спектров. Запрещается закрывать сосуд с горячей жидкость» > притертой пробкой до тех пор, пока она не остышм. нельзя брать приборы с горячей жидкостью незаши щенными руками. Температура наружных элементов конструкции изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна быть выше 45 °С. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45 °С на видном месте этого изделия должна быть сделана предупреждающая надпись «Берегись ожога!». Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках. Запрещается применение: парообразователей металлических, ламп лабораторных бензиновых, прибора для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром). Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин. Нельзя превышать пределы допустимых скоростей вращения на центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске, обозначенные в технических описаниях. Во время демонстрации необходимо следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования отлетевшими деталями, необходимо устанавливать защитный экран. Запрещается применение пылесоса и других воздуходувов при постановке демонстрационных опытов с прибором по механике на воздушной подушке, если уровень фонового шума превышает установленный ГОСТом 12.1.003-76. При постановке всех видов физического эксперимента запрещается применение: —металлической ртути; —генератора УВЧ на октальных лампах (производство Главучтехпрома); —индукционных катушек ИВ-50, ИВ-100 и прибора для демонстрации электроискровой обработки металлов, так как эти приборы создают сильные радиопомехи; -электрического учебного оборудования с открытыми контактами на напряжения выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного. До включения электро-, радиоприборов в сеть необходимо убедиться в соответствии положения переключателя сетевого напряжения его номинальному значению, а также в исправности предохранителей. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединяются проводиками с надежной изоляцией, снабженными одно-, двухполюсными вилками. Присоединять вилки (щуп) к схеме нужно одной рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и других электропроводящих предметов. Особую осторожность следует соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в цепях учебных установок производятся только после их выключения и разряда конденсаторов с noмощью изолированного проводника. При необходимости настройки или регулировки радиоустройства (подстройка контуров, регулировка подстрочечных конденсаторов или резисторов и т. п.) во включенном состоянии пользуются инструментом с надежной изоляцией. При налаживании и эксплуатации осцилографов и телевизоров необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее расплавленного припоя, так как это может вызвать взрыв трубки. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, так как в этом случае электролитические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда и взрываются. При перегреве трансформатора, появлении запаха гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство следует немедленно выключить. Нельзя оставлять включенные электо-радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц. При эксплуатации источников высоких напряжений (электрофорная машина, преобразователи типа «разряд») необходимо соблюдать следующие предосторожности: —не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами (материалами); —высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового разрядника следует перемещать с помощью изолирующей ручки (можно использовать чистую сухую стеклянную трубку); —после выключения нужно разрядить конденсаторы путем соединения электродов разрядником или гибким проводником в хлорвиниловой изоляции. Категорически запрещается использование в школах безнакальных трубок: рентгеновской, для отклонения катодных лучей, вакуумной со звездой, вакуумной с мельничкой и др. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера. Не разрешается эксплуатация лазера без защитного заземления прибора и ограничения экраном распространения луча вдоль демонстрационного стола. Запрещаются перемещение лазера по оптической скамье во включенном состоянии и все виды регулировок при снятой верхней части корпуса.
5. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ
При выполнении работ на установление теплового баланса воду следует нагревать не выше 60—70 °С. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале. При постановке лабораторных и практических работ запрещается применение учащимися приборов с надписями на их панелях (корпусе) «Только для проведения опытов учителем». Учебные приборы и изделия, предназначенные для практических работ учащихся, по способу защиты человека от поражения электрическим током должны иметь двойную или усиленную изоляцию или присоединяться непосредственно к источникам питания с на пряжением не выше 42 В. |