Светлана
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 25.11.2017, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Физика [11]
Физика в школе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Главная » Статьи » Физика

«Условие плавания тел».

Тема урока:  «Условие плавания тел».

Цель урока:

  1. Усвоить условия плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе.
  2. Развивать творческую активность, творческие способности  учащихся.
  3. Выполнить элементы исследовательской работы, с учетом уровня обучаемости учащихся.
  4. Сформировать у учащихся умение опытным путем определить архимедову силу.
  5. Учитывая индивидуальные способности учащихся, проверить уровень усвоения материала по 10 балльной системе.

Ход урока.

 

Объяснение нового материала.

 

-        На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на погруженные в неё тела. Что мы обнаружили?

-        Ученик. Мы обнаружили, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая (архимедова) сила.

-        Что вы можете рассказать об этой силе?

-        Ученик. Эта сила направлена вертикально вверх  и равна весу жидкости в объеме погруженной части тела.

-        Запишите на доске закон Архимеда.

-        Ученик.

-        Какими способами можно определить архимедову силу?

-        Ученик.

1)      Рассчитать по формуле.

2)      Взвесить тело в воздухе и в воде, найти разность веса.

3)      Взвесить жидкость, вытесненную телом.

-        Верно. И так, мы с вами убедились, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила. Но ведут себя тела в жидкости по-разному. Одни – всплывают, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут. Почему? Сегодня мы выясним это.

-        Запишите в рабочих тетрадях сегодняшнее число, классная работа, тему урока: «Условие плавания тел».

Сегодня мы все сведения о плавании тел получим из опыта. Для этого каждая команда из 4-х человек выполнит предложенное ей задание. Результаты ваших исследований вы запишете в тетрадях. На выполнение заданий отводится 10 минут.

Учащимся предложены следующие варианты заданий:

I вариант.

o       Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты внести в таблицу:

Название веществ.

Плотность жидкости.

Плотность вещества.

Тонет или нет.

 

 

 

 

 

II вариант.

o       а) Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков  одинаковых размеров;
б) Выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкостях различной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

 

III вариант.

o       Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основе проведенных опытов.

IV вариант.

o       Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.

V вариант.

o       Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.

 

После окончания исследовательской работы проводим обсуждение результатов.

– Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. (Один из учеников называет те тела, которые тонут в воде, другой ученик называет те тела, которые плавают, третий ученик сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды).

– А теперь сделаем вывод:  «Если плотность вещества, из которого изготовлено тело, больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает». Запишем его на доске.

– А что произойдет с телом, если плотности жидкости и вещества будут равны? Этот вопрос мы пока оставим открытым, а несколько позже вернемся к нему.

Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Некоторые ребята рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

Ученик. Глубина погружения разная. Пенопласт плавает практически на поверхности, а дерево немного погрузившись в воду.

– А что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и  спирта.

Ученик. В спирте погружение было больше.

Сделаем вывод:

 Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и плотности вещества тела. (запишем это).

– Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину.

Опыт. Опускаем её в воду. Что мы наблюдаем?

Ученик. Она тонет в воде.

– А вот у Н…  она плавает в воде. В чем же дело?

Ученик. Картофелина плавает потому, что я насыпал в воду соль. Плотность жидкости увеличилась и архимедова сила стала больше.

– Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?

Ученик. Мы из пластилина сделали коробку, и она плавает.

– А почему?

Ученик. Потому, что у коробочки больше объем, чем у куска пластилина.

– Верно. Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?

Ученик. Да, есть. Мы исследовали условия плавания пробирок. В обоих случаях сила тяжести приблизительно равна архимедовой силе.

– Молодцы. Значит, тело плавает,  если PT =  FA.

                                                            если PT > FA , то … (тонет)

                                                            если PT < FA , то … (всплывает)

– Итак, мы получили условия плавания тел. А не противоречат ли они друг другу? Докажем, что из одного условия вытекает другое. (См. лист оформления).

– Вот мы и закончили исследование условий плавания тел. Сформулируйте их ещё раз.

– А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. В тетрадях запишите: «Самостоятельная работа. Вариант …» (самостоятельная работа изложена в приложении).

На выполнение работы отводится 10 минут.

– А теперь сдайте тетради и запишите домашнее задание в дневники.

 

 Домашнее задание:

§

 

 

 

 

 

 

 

Лист оформления.

 

 

 

Оформление доски.

 

 

Условия плавания тел.

 

1. Если  , то тела тонут.

2. Если , то тела всплывают.

3. Если , то …

Глубина погружения тела зависит от жидкости и вещества тела.

 

1. Если Fтяж. > FА, то тело тонет.

2. Если Fтяж. < FА, то тело всплывает.

3.Если Fтяж. = FА, то тело плавает
   внутри жидкости.

 

Пусть Fтяж. = FА – тело плавает.

, .

Тогда   .

Или    .

Если  ,  то тело плавает.

 

 

Категория: Физика | Добавил: mochalova (09.10.2008) | Автор: Усикова Зинаида Петровна
Просмотров: 1375 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017