Светлана
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 19.04.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Физика [10]
Физика в школе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Главная » Статьи » Мои статьи

Изумрудная скрижаль

Пояснительная записка.

 

     Программа предназначена для учащихся 9 класса , выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Данный элективный курс представляет собой  изложение некоторых разделов современной физики в их связи со знаниями Древнего Египта. В частности , с так называемой Изумрудной Скрижалью Гермеса, постулирующей единство и подобие законов окружающего нас мира. В нем обсуждаются некоторые вопросы искусства и философии в их связи с современной физикой.

     Цель курса: показать учащимся, что каждая вещь, предмет, процесс в нашей Вселенной несут в себе черты друг друга и единого Целого , привлечь внимание ребят как к вечным, так и к актуальным на сегодня проблемам, «перенести» учащихся в бесконечно загадочный мир физики, философии, музыки, истории, поэзии, религии, в мир, полный Тайн, Красоты и  Опасностей. Воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений  науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники ; отношение к физике как к элементу  общечеловеческой культуры.      

     Некоторые вопросы курса уже знакомы ребятам, но рассматриваются абсолютно по новому или сопоставляются с тем материалом, который учащимся не знаком. Так , например, формула веса тела в лифте, движущемся с ускорением, выводится на основе принципа эквивалентности Эйнштейна, колебание математического маятника сравнивается с колебанием бутылки в воде.

      Задачи на которые ориентирован данный курс:

-высокая общая культура учащихся;

-широкое научное мировоззрение и миропониминие, основанное на глубоких знаниях и жизненном опыте;

-благородная целеустремленность к самообразованию, самовключению в избранную сферу человеческой деятельности.

        Основой курса является материал книги «Занимательный мир физики . В,П,Ковтун»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Количество часов

1

Великая тайна Гермеса

 

2

Размышление в падающем лифте

 

3

Электроны и огородный шланг

 

4

Маятники, бутылки и немного фантастики

 

5

Кое – что из личной жизни пружин и конденсаторов

 

6

Голос моря и корабль мертвецов

 

7

Голос моря и корабль мертвецов

 

8

Из жизни старинных соборов

 

9

Число Непера и сумасшедший математик

 

10

Великие арканы таро. Супер математика? Загадка элементарных частиц.

 

11

Принцип Гамильтона. Тайна жизни.

 

12

Наука и  нравственность. «Безмолвная весна» и великая ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса

 

   Занятие 1.   Гермес Трисмегист- Гермес триждывеличайший , как один из величайших ученых Древнего Египта. Изумрудная скрижаль Гермеса , или закон Аналогии. Необходимость синтеза и гармонии мироздания. Симметрия и красота, сходство и различие  законов тяготения Ньютона,  Кулона, Бьеркнеса. Попытка построения теории единого поля Эйнштейна и причина ее неудачи.

   Занятие 2.    Принцип эквивалентности Эйнштейна. Примеры применения принципа эквивалентности Эйнштейна (определение угла наклона поверхности молока по отношению к поверхности Земли, ускорение в падающем лифте, период колебаний математического маятника в ускоренно движущемся вагоне).

   Занятие 3.     Связь скорости течения воды на участках с различными диаметрами с площадью поперечного сечения (уравнение неразрывности). Сходства и различие в движении электрона в полой металлической трубе разного сечения с течением воды в огородном шланге.

    Занятие 4.    Поразительная схожесть всех колебательных процессов, называемых гармоническими и определение на основе этой общности частоты колебаний интересующих нас систем. Рассмотрение конкретных примеров: колебания математического маятника, колебания бутылки в воде, «Фантастическая задача»-колебания камня в шахте, просверленной по диаметру земного шара.

     Занятие 5.     «Формулы- близнецы» :электроемкость конденсаторов и жесткость упругих пружин, соединенных параллельно или последовательно.

     Занятие 6.     Миф о «Летучем голландце» и вполне реальные факты: суда- призраки, «Голос моря»( инфразвук стоячей волны с частотой 7 Герц), здания- акустические резонаторы  и  самочувствие их жильцов. Инфра- и ультразвук, их применение , и влияние на человека . Инфра- и ультразвук в живой и неживой природе.

     Занятие 7.     Курение и звук : влияние  никотина на голос и слух человека .

     Занятие 8.    Неожиданное поведение твердых веществ (сползание свинцового листа с наклонной крыши, текучесть) проявляющих свойства других состояний, как еще одно доказательство того, что мир един и в нем гармонично увязано все великое множество явлений.

     Занятие 9.     Число Непера, функция  у=ех  и их приложение к физике ( закон радиоактивного распада, поглощение света веществом, зависимость числа выбывших из пучка  фотонов от толщины слоя вещества, и  полного числа фотонов в данной точке, аналогия световой и звуковой волн в процессе поглощения их веществом, барометрическая формула, распределение по энергиям электронов в металлах при высоких температурах, закон падения амплитуды колебаний в том случае, когда на колеблющееся тело действует сила трения, имеющая вид F=-YV  …. -колоссальное многообразие явлений, которые тем не менее связаны между собой некими «таинственными родственными узами»).

        Занятие 10.      Священная книга Тота, Арканы Таро- предания и факты. Загадки элементарных частиц: дефект масс, волновые свойства.

        Занятие 11.    Принцип наименьшего действия Гамильтона, принцип Ферма, постулирующий, что свет выбирает из всевозможных путей тот, который требует наименьшего времени на его прохождение, «разумность поведения физических объектов в свете принципа Гамильтона» или «Единая Жизнь Вселенной, одухотворенная неведомым нам Началом.

         Занятие 12.     Наука и нравственность. Глобальные проблемы человечества. Наука, философия, религия и бессмертие.

 

 

 

Методические рекомендации

 

       Курс предполагает обобщение имеющихся знаний, прирост новых для обучающихся знаний и выход на более высокий уровень понимания мироздания. В связи с этим возможны следующие виды деятельности учащихся:

     --- дискуссии

     --- диспуты

     --- мозговые штурмы

     --- создание мини – проектов, рефератов, их защита

     ---  творческие работы

       Курс тесно связан с историей Древнего Египта, философией, религией, современными мировоззренческими представлениями, поэтому предполагает умение работать с информационными источниками.

Критерии успешности учащихся

       Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения одной обязательной работы ,представленной в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к ее выполнению.

        Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

·         Качественно выполненное по собственной инициативе задание

·         Использование Интернет-технологии

·         Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. д.)

 

Темы обязательных работ

1.      Изумрудная скрижаль Гермеса и ее актуальность сегодня

2.      Гермес Трисмегист как один из выдающихся ученых Древнего Египта (связь с современностью)

3.      Красота, Симметрия , Гармония и Единство законов природы

4.      Во многой мудрости много печали…(актуальные проблемы человечества)

5.      Жизнь и разум во Вселенной

6.      Космогонические  гипотезы

 

Литература

 

  1. В.П.Ковчун. Занимательный мир физики.- СПб.:Дельта, 1997
  2. Роджерс Э. Физика для любознательных (в 3-х т.). М. Мир, 1972
  3. Шкловский И.С.  Вселенная, жизнь, разум., М., Наука, 1987
  4. Космические легенды Востока. М.;Сфера,1996
  5. Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. М.,1916
  6. Резанов И.А. Атлантида: фантазия или реальность?. М.,Наука,1975
  7. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. М., Молодая гвардия.1988

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mochalova (27.05.2008) | Автор: Светлана Алексеевна Мочалова
Просмотров: 627 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024